Самуэль Краус


Ослопоклонство


Krauss S. Ass-Worship // The Jewish Encyclopedia. New-York–London, 1906. T. 2. P. 222–224.

Перевод с англ. Б. Г. Деревенского, 2004

Обвинение евреев в поклонении ослу в течение четырех столетий периодически выдвигалось некоторыми греческими и латинскими авторами.

Различные авторы этого навета

(1) Мнасей Патарский (II в. до н. э.) указан Иосифом (Против Апиона, II, 9) как заявивший, что иудеи поклоняются золотой голове осла (crush.n))) tou/ ka,nqwnoj kefalh,n). Слово ka,nqwn вместо обычного o;noj‚ напоминает подобное же ka,nqwroj (скарабей), которому поклонялись в Египте, и показывает, что автор воспроизводит египетскую точку зрения. Слово это использовалось также для обозначения почитаемого египтянами бога Аписа.

(2) Подобное же обвинение выдвигает Дамокрит (Суда, s.v. Damo,kritoj), время жизни которого не установлено, но, во всяком случае, оно предшествовало временам Иосифа. В своем сочинении "Об иудеях" Дамокрит утверждает, что иудеи почитают золотую голову осла ( cruso.n o;non kefalh,n proseku,noun), которому каждые семь лет они приносят в жертву иностранца, которого они для этой цели захватывают и откармливают, содержа в укромном месте. Суда (s.v. VIou,daj kai. VIoudai/oj) сокращает интервал между этими ритуальными убийствами до трех лет вместо семи.

(3) Следующий автор — Плутарх (46–120), который в своих "Quaestiones Conviviales", IV, 5, заявляет, что иудеи воздерживаются от употребления в пищу зайчатины, потому что заяц походит на осла — животное, которому они поклоняются.

(4) Юлий Флор, который жил при Антонине Пие, рассказывая о завоевании Иерусалима Помпеем, упоминает тайное место, обнаруженное в Храме, где содержалось, по его словам, изображение осла под золотой виноградной лозой (sub aurea vite cillum). Но слово cillum наиболее важное в этом пассаже, является всего лишь предположительным в очень испорченном тексте, который в имеющемся виде вообще не имеет никакого смысла. Поэтому сообщение этого автора едва ли заслуживает рассмотрения.

(5) Весьма отлично от этих свидетельств то, которое встречается у Диодора в Eclogae, § 34, со ссылкой на Посидония Апамейского (ум. ок. 51 до н. э.). Здесь сообщается, что когда Антиох Эпифан вторгся в Иерусалим в 168 г. до н. э. и вошел в Храм, то нашел в Святая святых изваяние человека, сидящего на осле (kaqh,minon evpV o;non) и держащего в руке книгу; царь понял, что эта скульптура представляет Моисея. В связи с этим же историческим персонажем, Антиохом Эпифаном, и другие авторы говорится об обнаруженном изваянии, правда, в различных вариантах, — то как об отдельной голове, то как об изваянии целого животного, как у Плутарха. Апион объединил эти сообщения, заявив, что иудеи хранили в своем Храме ослиную голову, которую обнаружил Антиох Эпифан, когда осматривал их святыни (Иосиф. Против Апиона, II, 7; все упомянутые пассажи приводятся Т. Рейнахом в "Fontes Rerum Judaicarum", I, Paris, 1895). Рейнах (p. 131) отмечает, как становится ясным из рассказа Иосифа, что и Аполлоний Молон разделял эти воззрения.


То же самое обвинение против ранних христиан

Как это было со многими другими наветами против евреев, так же и христианство, произошедшее от иудаизма, аналогичным образом получило обвинение в ослопоклонстве (см. Минуций Феликс. Октавий, 9; 28). Тертуллиан (Апология, XVI) отмечает довольно верно, что это обвинение было выдвинуто против христиан потому, что "наша вера самая близкая к иудейской религии" (ut Judaicae religionis propinquos). Обращаясь к язычникам Тертуллиан говорит, что "некоторые люди из вашей среды вообразили, наш Бог — ослиная голова" (К язычникам, 11). Он указывает на Тацита, который, как известно, больше всех способствовал распространению ложных воззрений относительно иудаизма. Тацит сообщает (История, V, 3), что иудеи, страдая от жажды в пустынной местности, последовали за стадом диких ослов, которые вывели их к источнику; в благодарность за это они-де изготовили изображение осла, которому стали поклоняться. Подобное воззрение встречается и у Плутарха (там же, IV, 5). Эти сообщения по существу отличаются от предыдущих, поскольку пытаются найти некоторую причину такой удивительной формы поклонения.


Опровержение антиеврейских взглядов Иосифом

Иосиф ничего не знает о такой предполагаемой причине. Он расценивает (Против Апиона, II, 7) все эти россказни как мерзкую клевету, тем более презренную, что она стремится умалить святость почитаемого Храма. С остроумной иронией он отмечает, что это обвинение вполне приличествует Апиону, египтянину, ибо не может быть ничего более абсурднее, чем египетская зоолатрия. Лживость этого мерзкого обвинения установлена фактами: и Антиох Эпифан (Теос), и Помпей Великий, и Лициний Красс, и, наконец Тит, все, кто входили в Храм, не находили там ничего подобного, но напротив, видели только самые чистые формы божественного поклонения. Тацит, как указано Тертуллианом, прямо заявляет, что Помпей не обнаружил в Храме никакого изображения или идола. Хотя опровержение такое кажется вполне достаточным для защиты, оно все же не дает никакого ключа к выяснению происхождения данного представления. Тертуллиан говорит, что он рассматривает эту клевету как результат недоброжелательности, и в подтверждение этого рассказывает в своей "Апологии", XVI, как некий мошенник в его городе (в сочинении "К язычникам", I, 14, он представлен как иудей), который был должен заботиться о диких животных, предназначенных для арены, публично выставил картину с надписью "Onokoites, Бог христиан". Изображенный имел ослиные уши, копыто на одной, был одет в тогу и держал в руках книгу. Значение слова "Onokoites" не ясно.


Осмеяние христианства

Вполне вероятно, что это изображение было предназначено для развлечения толпы, а так же предполагало осмеяние христианства, поскольку касалось одной из наиболее известных его догм. Само слово o`nokoi,thj‚ сложенное по аналогии с parakoi,thj, хотя не совсем грамматически верно, и вызвало, как говорит Тертуллиан, risimus et nomen ("само имя это заставило нас смеяться"). Вероятно, в нем кроется намек на что-то подобное concubitu asini (et feminae) procreatus, и, следовательно, это было злонамеренное оскорбление христианского Бога, который, как утверждалось, был одновременно и Богом, и человеком (H. Kellner, Ausgewahlte Schriften des Septimius Tertullianus, I, 62. 1871). Этот анекдот, однако, не может быть принят как указание на то, что евреи передавали тот же упрек, от которого они сами страдали до христиан; это просто глупое остроумие грубого наемника, который оставил еврейское вероисповедание, чтобы стать борцом с дикими животными, как заявляет сам Тертуллиан.


Реальное основание в гностической секте

Раввины объясняют "tartak" (II Цар 17:31) как изображение осла (Winer, "B. R." II, 605); но Tartak не описывается как бог Самарян, и Самаряне поэтому не обвиняются евреями в почитании осла, как неверно заявлено Roesch'ем (Theol. Studien und Kritiken, 1882, p. 523). Равно беспочвенно утверждение, что христиане были обвинены евреями в приверженности этому культу; ни Иустин (Диалог с Трифоном, 10, 17, 108, 117), ни Ориген (Против Цельса, VI, 27) не упоминают о чем-либо подобном. С другой стороны, весьма вероятно, что сами христиане обвиняли некоторые гностические секты в ослопоклонстве, и, по-видимому, с полным на то основанием. Высший дух называется у гностиков Onoel (o;noj‚ осел + El, Бог). Согласно гностическому труду Ge,nna Mari,aj (Епифаний. Панарион, XXVI, 12), в видении Захарии в Иерусалимском Храме ему явился человек, имеющий форму осла. Некоторые гностики приписывали демону Саваофу форму осла, другие — свиньи (там же, XXVI, 10). В этой связи можно также упомянуть, что согласно барайте в Йома, 19b, когда саддукейский первосвященник скончался в Храме, то между его плечами, говорят, был обнаружен отпечаток копыта тельца.


Происхождение культа египетского Тифона

Ныне все эти разрозненные данные замечательно иллюстрируются граффити, найденном в Риме в 1856 г., на котором представлен человек с ослиной головой, пригвожденный ко кресту, в то время как другой человек стоит в почтительной позе поклонения (F. S. Kraus. Das Spottcruzifix. Freiburg, I. Br. 1872). Другое граффити, обнаруженное на том же Палатине в Риме, изображает того же самого человека и определяет его как fidelis ("верный"); таким образом, вряд ли мы видим карикатуру, как обычно считают, но вполне искреннюю передачу символа веры (Wunsch. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. Leipsic, 1898. P. 112). Из того обстоятельства, что направо от ослиной головы имеется знак Y, Wunscn выводит, что это — символ культа Тифона-Сета, поскольку на многочисленных магических табличках, найденных в Риме, тот же самый символ всегда стоит направо от ослиной головы Тифона-Сета. Это религиозный символ гностической секты Сифиан (от Сифа, сына Адама; но также и от Сета, египетского имени бога Тифона), которые в итоге приписали ослиную голову, как показано в вышеупомянутой цитате из Епифания, еврейскому богу Саваофу. Поэтому Wunsh склонен рассматривать ослопочитание как реальное явление, имеющее фактическую основу, а не просто как наговор.


Евреи не могут быть связаны с культом Тифона

Разумеется, не вызывает сомнений, что культ осла связан с египетским богом Тифоном (Элиан. О животных, X, 28). Плутарх рассказывает (Об Исиде и Осирисе, 30), что в Египте считалось, что осел имеет демоническую природу (daimoniko,n, так же как и Тифон (ср. там же, 30; М. Wellmann. Aegyptisches в "Hermes," 1896, XXXI, 242). Но это не объясняет того, почему этот культ был приписан евреям. Плутарх проводит прямую связь между евреями и Тифоном, говоря, что последний породил Иерусалим и Иудея, сбежав на осле после поражения от Юпитера (Об Исиде и Осирисе, 31; Reinach, l. c. P. 137). Roesch приводит талмудическое сообщение, что во Втором Храме так называемый "камень основания" (eben shatyah) находился на месте древнего ковчега, и делает отсюда предположение, что этот камень мог быть воспринят Посидонием и другими как "изваяние осла". Верхняя часть этого камня метафорически называлась "ослом", и недруги евреев воспользовались этим обстоятельством, чтобы обвинить их в поклонении ослу. Он утверждает также, что четыре вершины этого камня совпадали с обозначением Тифона в иероглифике. Но это объяснение слишком неправдоподобно, чтобы быть приемлемым; кроме того, не следует забывать, что Мнасей, самый первый, кто сообщил о еврейском ослопоклонстве, не называет осла не o;noj‚ но ka,nqwn. Другое предположение, выдвинутое Michaelis'ом, что недруги евреев, возможно, увидели в Храме херувима с головою осла, моментально отвергается тем обстоятельством, что херувимы никогда не имели такого облика. Ни одно из этих предположений не основано на фактах. Нельзя также принять заявление Филона (I, 371), который представлял золотого тельца евреев в виде Тифона (см.: Winer. "B. R.", s. v. "Kalb"), ни той связи культа осла с культом Сета-Тифона, какую проводят Movers ("Die Phonizier", I, 297, 365) и W. Pleyte (Le Religion des Pre-Israelites. Leyden, 1865. P. 143).


Происхождение обвинения в мнимом поклонении Вакху

Для объяснения предполагаемого ослопоклонства необходимо учесть дионисийский культ. Дионис или Вакх под именем Сабазия почитался во Фригии; согласно одним источникам, сам Дионис был Сабазием, согласно другим, Сабазий был его сыном. Дионис был отождествлен с семитским божеством Адонисом, имя которого легко смешать с именем Бога евреев. Рассказывали, что Дионис встретился с Афродитой и Адонисом в Ливане и полюбил их дочь Берою (Нонн. Дионисии, XLVI). Кроме того Дионис был отождествлен почти со все восточными божествами, например, с Молохом, Ваалом, Мелькартом и Хаддадом. Поэтому F. Lenormant заметил в "Dictionnaire des Antiquitйs", s.v. "Bacchus": "Все шло к тому, чтобы отождествить сына Семелы (Вакха) с различными восточными божествами, так что появилось даже необычайное утверждение, что и евреи аналогичным образом поклоняются Дионису (Плутарх. Застольные беседы, IV, 6), — утверждение, основанное не более чем на звуковом подобии имен "Иегова", "Саваоф" и "Сабазий" (Валерий Максим, I, 3, 2; другие пассажи у Lenormant'а), а также на существовании золотой виноградной лозы в Иерусалимском Храме (Иосиф. Древности, XV, 11, 3)". Схожесть имен "Саваоф" и "Сабазий", а также существование золотой виноградной лозы в Храме было тогда достаточном основанием для язычников, которые очень немного знали об иудаизме, чтобы предположить, что евреи, подобно многим другим народам, соблюдают дионисийские ритуалы. Известно, что необычайное веселье в так называемый "Праздник плодов" во время праздника Кущей дал повод к обвинению, что евреи справляют вакханалии (см.: Z. Frankel. Juden und Judenthum nach Romischer Anschauung, в "Monatsschrift", 1860, IX, 125 seq., и Buchler в "Rev. Et. Juives", XXXVII, 181). Нужно учесть также, что осел был священным животным Вакха и неизменным участникам его процессий; этот бог часто представлялся едущим на осле. Вспомним о предполагаемой иерусалимской статуе Моисея верхом на осле, о которой говорилось выше. Силен, постоянный спутник Вакха, также восседал на осле. Creuzer ("Symbolik", I, 480) отмечает, что Силен — это осел. Осел рассматривался как фаллическое животное, и поэтому, коль скоро евреям был приписан культ Диониса, их тут же стали обвинять в сексуальных излишествах, как это делает Тацит, говоря об их похотливости. Одно обвинение влекло за собою другое, а обвинители еврее, вероятно, без разбора собирали всевозможные слухи.

Басни, связанные с культом осла, такие, как откармливание грека каждые семь лет для принесения в жерву ослиному богу; попытка Забида из Доры похитить у евреев этого бога; рассказ Тацита о нахождении источника благодаря диким ослам: все они проистекают из идеи, что евреи поклоняются Дионису. Все дополнительное к этому — результат обыкновенной ненависти, которую античный мир питал к евреям. У этой ненависти нет никакого объяснения.

[Рассказ Тацита о нахождении источника в пустыне опирается на подлинное идумейское предание, находящееся в Быт 36:24, согласно которому "Ана (=осел), сын Цибеона Хорреянина, нашел "теплые воды" в пустыне, когда пас ослов своего отца". Это сообщение, соответственно, указывает на Идумею, где впервые возникает легенда о культе осла, которую, как отмечает Иосиф (Против Апиона, II, 10), затем заимствовал Мнасей. Тот Аполлон, идумейский бог города Доры, которому служил идумеянин Забид, унесший золотого ослиную голову, является Ваал-Анахом, который, вероятно, стал позже гностическим богом Анаилом. Отметим вдобавок отождествление евреев с гиксосами Манефоном, который также обвинял евреев в ослопоклонстве, то есть в поклонении Сету-Тифону. См. J. G. Muller. Des Flavius Josephus Schrift Gegen Apion, p. 258; Schurer, Gesch., I, 3; III, 104].


Литература:

Bochart. Hierozoicon, sive de Animalibus Scripturae Sacrae. 1793. I, 199.
Jablonski. Pantheon Egyptien. Frankfort-on-the-Oder, 1750.
Eckhel. Doctrina Nummorum Veterum. VIII, 173. Vienna, 1798.
Michaelis. Das Mosaische Recht. 1770–1776. IV, 184.
Movers. Die Phonizier.
Pleyte, loc. cit.
Gratz, in Monatsschrift, XXI, 193.
Renan. L'Eglise Chretienne. 2d ed., 481.
Marc-Aurele, 64.
Ewald. Gesch. des Volkes Israel. 2d ed. VII, 84.
Harnack. Gesch. der Altchristlichen Literatur. I, 167.
Schurer. Gesch. III, 104, 416.
Compare also Smith. Dictionary Christian Antiquities, art. Asinarii; and the description of an Ass Festival in the Middle Ages, in Protest., R. E., 3d ed., s.v. Eselsfest.


--------------------------------------------------------------------------------

© Б. Г. Деревенский, 2004.
 

Современная импортная кухонная мебель Германии.

 

©2006